Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих
Городская Больница
им. С.П. Боткина
Пн-Пт ... 7:30 - 20:00 Сб ......... 9:00 - 18:00 Вс ......... Дежурный врач
Детская:
33-02-39
33-48-88
Взрослая: 36-12-52 Стационар: 33-02-15
меню
Запись на портал госуслуг возможна при телефонном обращении в региональный Call-Центр
по тел.: 8(4862) 40-20-56 - многоканальный
в рабочие дни с 9:00 до 17:00




Окно здоровья

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Приход в детский сад является новым этапом в жизни любого ребенка. Малыша нужно к этому подготовить. Воспитание в коллективе вырабатывает у малыша самостоятельность, внимание ко всему окружающему, а также способность находиться с другими детьми. Для того что бы ребёнок легче перенёс новую обстановку, ему необходимо общаться с другими детьми и взрослыми, которые не принадлежат к его семье. Это поможет малышу быстрее адаптироваться в новой обстановке. Перед тем как отдать малыша в детский сад, родителям нужно узнать требования к ребенку, ознакомиться с дневным режимом. Малыша нужно заранее подготовить к детскому саду. Родителям необходимо разговаривать с малышом о детском садике, о его режиме, о других ребятах. Прогулки устраивайте на территории детского сада, пусть малыш привыкает к его обстановке. Все должно происходить постепенно. Как показывают исследования, такой постепенный приход малыша в детский сад облегчает привыкание к новым условиям.

Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение в условиях детской поликлиники № 4 МЛПУЗ «Городская больница им. С.П. Боткина»

Подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения осуществляется участковым педиатром, участковой медсестрой и состоит из двух основных разделов: общей и специальной подготовки.

Ребенка лучше оформить в детсад в возрасте старше 1 года 8 месяцев – 1 года 9 месяцев. У этих детей более подвижны нервные процессы, что облегчает приспособление к новым условиям, они хорошо понимают речь взрослого, их легче заинтересовать занятиями, игрушками. Наиболее трудно протекает процесс адаптации у детей в возрасте от 10-11 месяцев до 1,5 лет. Организм ребенка этого возраста не в состоянии быстро затормозить старые и сформировать новые стереотипы, что и вызывает отрицательные реакции. Поэтому в этом возрасте можно оформлять ребенка в детские ясли только из неблагоприятных социальных условий.

Подготовка детей начинается задолго до оформления в детское учреждение.

Матери даются рекомендации по предупреждению стрессовых реакций в период адаптации: приблизить домашний режим к режиму детского сада, активно приучать его к общению с детьми соответствующего возраста и взрослыми, по возможности прекратить укачивание перед сном, сосание «пустышки», кормление только из бутылочки, употребление однообразной пищи и др.

Необходимо пройти диспансеризацию за 2-3 месяца до поступления в детсад у участкового педиатра, врачей-специалистов, проведение лабораторных исследований, затем провести оздоровление и лечение детей в зависимости от уровня их здоровья и результатов проведенной диспансеризации (лечение анемии, дегельминтизации и др.)

Особое внимание уделяется профилактике острых респираторных заболеваний за 1-2 месяца до поступления с применением средств, направленных на повышение защитных неспецифических механизмов иммунитета, в том числе проведение общих и местных закаливающих мероприятий, введение элементов дыхательной гимнастики, обучение дыханию через нос, прием поливитаминов, адаптагенов, препаратов шиповника.

Хочется остановиться на закаливании детей. Это важный и в то же время сложный раздел профилактики простудных заболеваний. При закаливании надо соблюдать два принципа: постепенность и регулярность. Закаливание лучше начинать в теплое время года при полном здоровье ребенка. Закаливание проводится воздухом, водой и солнечными лучами. Самый простой и эффективный способ закаливания – хождение босиком в помещении, затем по земле.

Профессор И. М. Сарпунов-Серазини предлагал такую последовательность: «Легко простужающимся людям надо первоначально ходить в чулках, а потом уже босыми ногами. Утром и вечером нужно ходить по комнате от 15 до 30 минут. Каждый день время удлиняется на 10 минут и доводится до 1 часа. Через месяц можно переходить на земельный грунт во дворе, саду, на улице, на траву. Особенно хорошо действует хождение босиком по твердому грунту земли или по мелкому гравию. Огрубевшая кожа на ступне притупляет возбудимость к холоду. После каждой прогулки босиком ступни энергично растирают, икроножные мышцы массируют.»

Мероприятии по закаливанию детей в возрасте 1-3 года.

  1. Температура помещения 19-20°С
  2. Дневной сон на открытом воздухе при температуре воздуха от -15° до +30°С.
  3. Воздушная ванна при смене белья после ночного и дневного сна и детям старше 2-х лет Во время утренней гимнастики, умывания.
  4. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от -15° до +30°С.
  5. При умывании температура воды в начале закаливания 20°С. В дальнейшем ее постепенно снижают до 16-18°С ( на 1° через 3 дня). Детям старше 2-х лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя.
  6. Обливание ног перед дневным и ночным сном. Начальная температура воды 28°С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18°С.
  7. Общая ванна при температуре воды 36°С продолжительностью 5 мин с последующим обливанием водой 34°С перед ночным сном 2 раза в неделю.
  8. Летом пребывание под лучами солнца, начиная с 5-6 мин до 8-10 мин (2-3 раза в день).

После подготовительных мероприятий составляется выписной эпикриз для детского учреждения с рекомендациями участкового педиатра по режиму, питанию, физическому воспитанию, профилактике острых заболеваний. Рекомендуется в периоде адаптации по утрам смазывать носовые ходы ребенку противовирусными средствами (оксолиновая мазь, инфагель, мазь «Анаферон» и др.).

В случае острого заболевания ребенок может быть направлен в детсад не ранее, чем через 2 недели после клинического выздоровления.

Обязательно должны быть сделаны профилактические прививки согласно Национального календаря перед поступлением в детское учреждение. После последней прививки ребенок оформляется в детсад через 1 месяц. Запрещается делать прививки в периоде адаптации.

Вопрос о направлении в детское учреждение детей группы риска, а также детей с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития решается индивидуально, в зависимости от состояния каждого ребенка, комиссией с привлечением соответствующих врачей-специалистов.

В нашем Северном районе находится 10 детских садов комбинированного типа (ясли-сад). Самый большой детский сад № 31, где находится 14 групп, из них 4 логопедические группы, которые посещают дети с дефектами речи. Имеются логопедические группы в в детских садах № 77 и № 60. Кроме того, в детском саду № 77 проходят лечение и реабилитацию дети с заболеваниями органа зрения, в детском саду № 60 – дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в детсаду № 17 – с заболеваниями нервной системы, в детсаду № 14 проводится реабилитация часто болеющих детей. Для этого используются ингаляции, УФО, прием адаптагенов, занятия в бассейне.

Психологическая подготовка ребенка к посещению детского сада.

Итак, начинается новый учебный год. Пришло время и малышам отправиться в детский сад. Многие и поверить не могут, что их кроха, буквально вчера лежавший в колясочке, останется наедине с другими детьми и воспитателями. Но время идет, и приходится смириться с мыслью, что трехлетний человечек постепенно становится социально активным и уже вполне способен проводить часть времени в детском коллективе. Все равно, без переживаний не обойтись. Как морально подготовить ребенка к посещению детского сада? Прежде всего, не должно быть никакого давления. Одним детям можно представить это как продвижение вперед: "Ты теперь большой и скоро пойдешь в садик, у тебя будут друзья, как у твоей сестры (или брата), воспитательница научит вас рисовать, и ты покажешь нам свои рисунки". Другим - детский сад лучше представить как место, где все играют (что, впрочем, верно): "Ты найдешь там новые игрушки, книги, вы будете слушать музыку и, может быть, смотреть фильмы или кукольные спектакли". И уж, конечно, не должно быть угроз такого типа: "Вот увидишь, воспитательница быстро заставит тебя слушаться... Если не будешь есть, я оставлю тебя в детском саду". Если ребенок плачет.
В первый день отвести ребенка в детский сад должен кто-то из родителей, даже если в другие дни это будет делать соседка или няня. Если при расставании он заплачет, это обычное явление, почти нормальное. Смело уходите. Если вы останетесь, ребенок начнет жалеть себя (а вы - его). Когда вы уйдете, новая обстановка отвлечет его. Вечером непременно приходите за ним сами, на первых порах это действительно необходимо. Если же по прошествии 2 недель ребенок по-прежнему плачет при прощании, обсудите с воспитательницей дальнейшую линию поведения. Возможно, он еще не созрел для детского сада. Заведующая скажет вам, сможет ли она принять его позже в течение года.
Вполне возможно, что это вы, его мать, еще не созрели для разлуки с ребенком и своей тревожностью затрудняете его адаптацию к детскому саду. В таком случае эстафету может принять отец, который будет встречать и провожать ребенка до тех пор, пока он не привыкнет. Если же ребенок быстро адаптируется к новым условиям, тем лучше. Однако следует знать, что иногда трудности появляются через 3 недели, даже через месяц. Однажды утром без всякой видимой причины ребенок может расплакаться перед уходом; иногда он видит кошмарные сны; или еще: просидев 2 дня дома с легкой простудой, на 3-й - он отказывается утром вставать. Что происходит?
В первые 2-4 недели оказывали свое действие и притягательность новизны, и радость общения с другими детьми; он был горд тем, что ходит в детский сад, как старшие дети. Затем, возможно, в связи с тем, что ребенок слишком быстро оказался предоставленным самому себе или посторонним (например, соседка отводит его утром или забирает вечером), или же почувствовал себя потерянным среди такого количества детей, он теперь оценил свои потери, связанные с поступлением в детский сад (привычные удобства, небольшая группа детей, с которыми он находился вместе у няни или в яслях, прогулки с мамой и др.). И тогда разыгрывается настоящая драма в тот момент, когда ее уже не ждали.
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям. Появление у ребенка желания подарить воспитательнице цветы (что вполне естественно) или пригласить к себе нового-товарища по детскому саду свидетельствует о том, что для него больше не существует резкой границы между жизнью дома и в детском саду, отныне одна является продолжением другой.
Поддерживайте с детским садом тесные связи, регулярно беседуйте с воспитательницей. Она наверняка расскажет вам о вашем ребенке немало такого, чего вы не замечаете, и что вам будет полезно узнать. Часто дети ведут себя в детском саду иначе, чем дома, и здесь воспитательница поможет вам раскрыть и решить некоторые небольшие проблемы. Со своей стороны вы, беседуя с ней, можете помочь ей лучше понять реакции ее маленького воспитанника.
Детский сад - важный этап в жизни ребенка, когда он учится общению, поведению в коллективе, взаимодействию со сверстниками. Пропускать этот этап крайне нежелательно: ведь тогда всеми необходимыми социальными навыками ребенку придется овладевать в школе.

Как привыкнуть к детскому саду

И вот свой выбор вы уже сделали. Как же теперь сделать так, чтобы этот выбор устраивал и вашего РЕБЕНКА ? Чтобы каждый раз, оставляя ребенка в детском саду (яслях), вы уходили со спокойной душой, зная, что ему хорошо и комфортно. Когда вы решили, что малыш должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.

Ниже мы хотим познакомить вас с некоторыми рекомендациями психолога Екатерины Лошинской (журнал "Наш малыш"), которые помогут вам и вашему ребенку гармонично войти в мир детского сада.


1. Если решение уже принято, перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.

2. Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: в слова с самим собой, вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет «по-большому» в одно и то же время (не с 11 до 12.30 часов - время прогулки в саду). По- маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже "очень хочется", а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

3. Вашего ребенка сложно накормить? Приходилось сталкиваться с отсутствием аппетита, избирательностью в еде, медлительностью? Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните "кусочничество" между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. О проблемах с аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и медсестрой.

4. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду - самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море). Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое - это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.

5. Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся "традицию" расставания. "Почетной обязанностью" малыша может стать помощь маме при сборах на работу ("А ну-ка неси мою "рабочую" сумку" или "Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?"), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна. Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми - все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама. На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

6. Наблюдайте, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только сформируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадным или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться. Огромное значение имеют первые два месяца в жизни ребенка в детском саду. Мы их называем адаптационными.

  • Адаптационный период фактически начинается в тот момент, когда Вы приняли решение о том, что Ваш ребенок будет посещать детский сад. Постарайтесь выяснить все интересующие Вас вопросы и в разговорах подготовить ребенка к изменению в его жизни. Придите вместе с ребенком в детский сад на прогулку, зайдите в гости к игрушкам и детям, на праздник. Заинтересуйте малыша всем происходящим в детском саду.
  • Первый день в детском саду, первое впечатление имеют для ребенка огромное значение. Выберите Вашему малышу шкафчик, кроватку. Вечером подробно обсудите с ребенком увиденное. Желательно обратить внимание ребенка на радостные воспоминания дня и вызвать интерес к посещению детского сада.
  • Во время адаптационного периода желательно, чтобы ребенка забирала мама, папа и другие близкие люди, в то время, на которое договорились - это дает возможность воспитателю подготовить ребенка к уходу домой и не обмануть его ожиданий. Постарайтесь не оставлять первые дни ребенка на тихий час.
  • Расскажите воспитателю об особенностях и привычках ребенка. Какие сказки любит читать, каких героев сказок и мультфильмов особенно любит, во что предпочитает играть. Опишите, как Ваш малыш реагирует на большие коллективы детей, громкие звуки, как Вы его успокаиваете, если он плачет...
  • Принесите в детский сад любимую игрушку, книжку или фотографию. Это поможет малышу не чувствовать себя оторванным от дома, будет частью его привычной обстановки.
  • С вниманием и интересом расспрашивайте ребенка о том, чем он занимается в детском саду, радуйтесь за его успехи, хвалите за старания.
  • Соблюдайте дома режим дня и рекомендации воспитателей детского сада.
  • Не обсуждайте при ребенке, если вам что-то не понравилось в детском саду, не формируйте негатив по отношению к воспитателям, сотрудникам.

Надеемся, что предложенные рекомендации помогут успешно адаптироваться в новой жизненной ситуации не только детям, но и родителям!